Где жители России покупают продукты питания. Сколько тратят. Как выбирают.
Аналитический центр НАФИ поделился результатами опроса «Тренды потребления россиянами продуктов питания», проведенного осенью 2022 года. Приведём некоторые выдержки из данного исследования, которые позволят нам сформировать портрет покупателя продуктов питания в России.
Кто покупает продукты для дома
Более 90% опрошенных россиян покупают еду для себя и своей семьи. 78% из них называю себя главными ответственными за покупку продовольствия. Чем старше россияне, тем выше среди них доля тех, кто обеспечивает свою семью продуктами: если среди молодёжи эта доля составляет 14%, то среди людей 55 лет и старше – 53%. Заметно чаше (почти в два раза) за покупку продуктов отвечают женщины.
Женщины 55 лет и старше – самый значимый сегмент покупателей продуктов для питания семьи.
Где жители России обычно совершают покупки
Самое популярное место для покупки продуктов питания – магазины-дискаунтеры в шаговой доступности от дома, на это указали 80% россиян. На втором месте – гипермаркеты, имеющие обычно более широкий ассортимент товаров, их выбирают чуть менее половины опрошенный (49%).
Онлайн-магазины предпочитают только 12% жителей страны. В основном это городское население в возрасте от 25 до 34 лет, преимущественно женщины с высшим образованием.
О факторах роста, видах и каналах онлайн-продаж читайте в нашей статье: Интернет-продажи продуктов питания в России
Сколько россияне тратят на покупку продуктов
Средняя семья тратит на питание от 6000 до 30000 руб. в месяц. В рамках этого диапазона доли распределяются примерно поровну.
Наибольшие суммы на продукты в пределах диапазона расходуют женщины в возрасте от 35 до 44 лет с материальным благосостоянием выше среднего.
Как люди выбираю продукты
В опросе НАФИ российские покупатели назвали наиболее важные для них критерии выбора продуктов питания:
“Я покупаю продукты привычных марок, которым доверяю”
Подавляющее большинство (90%) стараются покупать продукты знакомых марок. Самая «консервативная» в этом плане группа – женщины 45-54 лет с уровнем материального благосостояния выше среднего. «Экспериментаторов», пробующих новые марки и бренды, больше всего среди россиян 18-34 лет.
“Цена – первое, на что я смотрю при выборе продуктов”
Важным фактором при выборе является стоимость продуктов. 82% россиян ответили, что при покупке ориентируются в первую очередь на цену. Наблюдается прямая связь между уровнем дохода покупателей и вниманием к ценникам на полках. Люди среднего возраста (35-44 лет) и предпенсионного / пенсионного возраста (55 лет и старше) чаще всего называли цену основным критерием выбора продуктов.
88% россиян указали, что обращают внимание на действующие в магазине скидки и акции. Особенно значимым этот фактор является для женщин 35-44 лет.
“Я читаю информацию на упаковке”
Большинство опрошенных жителей страны (89%) при покупке товаров в той или иной степени обращают внимание на информацию, указанную на упаковке. Только 9% потребителей полностью пренебрегают этими сведениями, в основном это мужчины рабочих профессий. 46% россиян внимательно читают надписи на упаковке, особенно эта информация интересует квалифицированных специалистов, женщин с высшим образованием.
Наиболее важная информация о продукте, по мнению покупателей:
“Мне важен вкус продуктов”
59% россиян признались, что при покупке еды скорее отдадут предпочтение более вкусным блюдам, чем более полезным. На вкус в первую очередь ориентируются люди в возрасте 35-44 лет без высшего образования. Покупатели от 55 лет и старше наоборот ставят в приоритет полезность еды.
“Знаки маркировки «био», «эко», «натур», «органик» на продуктах важны для меня”
60% покупателей смотрят на значки «био», «эко», «натур», «органик» на упаковке. Не обращают никакого внимания на подобную маркировку 37% опрошенных (в основном это мужчины старше 45 лет, неработающие пенсионеры, люди с низким уровнем дохода).
29% населения уверены, что продукты с такой маркировкой лучше, чем аналогичные без неё. Чаще всего так считают молодые покупатели 18-24 лет и россияне с материальным положением выше среднего.
14% жителей России, принявших участие в опросе, ответили, что целенаправленно стараются покупать товары, маркированные знаками «био», «эко», «натур», «органик».