Где жители России покупают продукты питания. Сколько тратят. Как выбирают.

Вы здесь:

Аналитический центр НАФИ поделился результатами опроса «Тренды потребления россиянами продуктов питания», проведенного осенью 2022 года. Приведём некоторые выдержки из данного исследования, которые позволят нам сформировать портрет покупателя продуктов питания в России.

Кто покупает продукты для дома

Более 90% опрошенных россиян покупают еду для себя и своей семьи. 78% из них называю себя главными ответственными за покупку продовольствия. Чем старше россияне, тем выше среди них доля тех, кто обеспечивает свою семью продуктами: если среди молодёжи эта доля составляет 14%, то среди людей 55 лет и старше – 53%. Заметно чаше (почти в два раза) за покупку продуктов отвечают женщины.

Женщины 55 лет и старше – самый значимый сегмент покупателей продуктов для питания семьи.

где покупают

Где жители России обычно совершают покупки

В небольшом супермаркете, магазине недалеко от дома - 80%
В крупном супермаркете - 49%
На рынке - 36%
В интернет-магазине - 12%

Самое популярное место для покупки продуктов питания – магазины-дискаунтеры в шаговой доступности от дома, на это указали 80% россиян. На втором месте – гипермаркеты, имеющие обычно более широкий ассортимент товаров, их выбирают чуть менее половины опрошенный (49%).

Онлайн-магазины предпочитают только 12% жителей страны. В основном это городское население в возрасте от 25 до 34 лет, преимущественно женщины с высшим образованием.

О факторах роста, видах и каналах онлайн-продаж читайте в нашей статье: Интернет-продажи продуктов питания в России

Сколько тратят

Сколько россияне тратят на покупку продуктов

Средняя семья тратит на питание от 6000 до 30000 руб. в месяц. В рамках этого диапазона доли распределяются примерно поровну.

Менее 6000 руб. - 12%
6000-10000 руб. - 21%
10000-15000 руб. - 18%
15000-20000 руб. - 19%
20000-30000 руб. - 17%
30000-40000 руб. - 4%
40000-50000 руб. - 4%
Более 50000 руб. - 1%

Наибольшие суммы на продукты в пределах диапазона расходуют женщины в возрасте от 35 до 44 лет с материальным благосостоянием выше среднего.

Как выбирают

Как люди выбираю продукты

В опросе НАФИ российские покупатели назвали наиболее важные для них критерии выбора продуктов питания:

“Я покупаю продукты привычных марок, которым доверяю”

Подавляющее большинство (90%) стараются покупать продукты знакомых марок. Самая «консервативная» в этом плане группа – женщины 45-54 лет с уровнем материального благосостояния выше среднего. «Экспериментаторов», пробующих новые марки и бренды, больше всего среди россиян 18-34 лет.

“Цена – первое, на что я смотрю при выборе продуктов”

Важным фактором при выборе является стоимость продуктов. 82% россиян ответили, что при покупке ориентируются в первую очередь на цену. Наблюдается прямая связь между уровнем дохода покупателей и вниманием к ценникам на полках. Люди среднего возраста (35-44 лет) и предпенсионного / пенсионного возраста (55 лет и старше) чаще всего называли цену основным критерием выбора продуктов.

88% россиян указали, что обращают внимание на действующие в магазине скидки и акции. Особенно значимым этот фактор является для женщин 35-44 лет.

“Я читаю информацию на упаковке”

Большинство опрошенных жителей страны (89%) при покупке товаров в той или иной степени обращают внимание на информацию, указанную на упаковке. Только 9% потребителей полностью пренебрегают этими сведениями, в основном это мужчины рабочих профессий. 46% россиян внимательно читают надписи на упаковке, особенно эта информация интересует квалифицированных специалистов, женщин с высшим образованием.

Наиболее важная информация о продукте, по мнению покупателей:

Дата производства и срок годности – 92%
Состав и ингредиенты – 73%
Вес и объем – 60%
Место производства (страна, регион) – 44%
Название производителя – 33%
Знаки качества, сертификаты, медали, эмблемы – 21%
Пищевая и энергетическая ценность (калорийность) – 15%
Изображение самого продукта на упаковке – 10%
“Мне важен вкус продуктов”

59% россиян признались, что при покупке еды скорее отдадут предпочтение более вкусным блюдам, чем более полезным. На вкус в первую очередь ориентируются люди в возрасте 35-44 лет без высшего образования. Покупатели от 55 лет и старше наоборот ставят в приоритет полезность еды.

“Знаки маркировки «био», «эко», «натур», «органик» на продуктах важны для меня”

60% покупателей смотрят на значки «био», «эко», «натур», «органик» на упаковке. Не обращают никакого внимания на подобную маркировку 37% опрошенных (в основном это мужчины старше 45 лет, неработающие пенсионеры, люди с низким уровнем дохода).

29% населения уверены, что продукты с такой маркировкой лучше, чем аналогичные без неё. Чаще всего так считают молодые покупатели 18-24 лет и россияне с материальным положением выше среднего.

14% жителей России, принявших участие в опросе, ответили, что целенаправленно стараются покупать товары, маркированные знаками «био», «эко», «натур», «органик».

Больше информации о покупателях консервов и рынке консервации читайте в нашем разделе #Аналитика

Другие статьи