Интернет-продажи продуктов питания в России

Вы здесь:

Мобильные приложения, интернет-магазины, покупки в социальных сетях стали привычными для жителей России, особенно городской её части. Значительный скачок в развитии цифровых сервисов произошел в 2020-2021 годах из-за эпидемии коронавируса, но и после окончания локдауна интерес населения к информационным технологиям не угас, подтверждая глобальный мировой тренд на цифровизацию всех сфер жизни общества.

Интернет-торговля в России растёт на 40-50% в год. Причём, продовольственная даже опережает этот рост: на 100% выросли онлайн-продажи продуктов питания в 2022 году, по данным агентства INFOline. Весь этот рост – это уход покупателей из розничной торговли в онлайн-каналы. На крупнейших маркетплейсах ЯндексМаркет и СберМегаМаркет продукты питания вошли в ТОП-3 самых популярных категорий товаров наряду с товарами для дома, электроникой и техникой, по данным Data Insight.

Факторы роста онлайн-торговли

  • Ассортимент продуктов, представленный в интернете, шире. Потребители получают в онлайн-каналах возможность купить товары, недоступные в оффлайн-магазинах.
  • Стоимость товаров в онлайне ниже или кажется ниже из-за возможности сравнить цены.
  • Рост потребительского опыта: пользователи начинают покупать онлайн новые для себя категории товаров, осваивают новые онлайн-площадки, где не покупали ранее.
  • Удобство онлайн-торговли (возможность сравнить и выбрать, возможность делать покупки в любое время, быстрая доставка, лёгкий возврат).
  • Рост географии: крупнейшие интернет-магазины уже имеют больше точек выдачи товара, чем крупнейшие оффлайновые сети.

Потребители массово переносят свои покупки в онлайн: это удобно, просто и уже привычно.

Виды покупок онлайн:

виды покупок онлайн

Каналы онлайн-продаж:

  • Интернет-магазины
  • Онлайн-магазины оффлайновых сетей с резервированием в сети
  • Маркетплейсы
  • Доски объявлений
  • Соцсети
  • Мессенджеры
  • Доставка из магазинов
  • Доставка из-за рубежа
  • Совместные покупки

В разных ситуациях потребители используют разные каналы покупок. Стратегия для выживания для бизнеса и роста – это диверсификация каналов и форматов продаж.

Факторы, формирующие доверие покупателей к продавцам в интернете

Аналитический центр НАФИ опубликовал результаты исследования, в ходе которого были выявлены факторы, которые влияют на доверие покупателей к продавцам товаров и услуг в интернет-магазинах и на маркетплейсах.

Ответы респондентов на вопрос:
«Представьте, что Вы приобретаете продукт или услугу через онлайн-платформу, например, на маркетплейсе или веб-сайте компании. Что повлияет на Ваше доверие продавцу этого товара или услуги?», в % от всех опрошенных.

Возможность получить полную, развернутую информацию о товаре, услуге - 42%
Возможность выбирать товар, услуги на основании отзывов других клиентов - 40%
Возможность сравнивать товары (по характеристикам, цене и т.д.) и выбрать самый приемлемый вариант - 30%
Гарантия безопасного хранения моих данных (контактные и банковские данные, местоположение и т.д.) - 30%
Возможность связаться с представителем компании, получить консультацию или направить жалобу - 19%
То, как выглядит и насколько удобный в использовании сайт, приложение этой платформы - 13%
Затрудняюсь ответить - 5%

Из результатов исследования видно, что возможность получить полную, развернутую информацию о товаре или услуге является для россиян ключевым фактором формирования доверия к бренду при покупке его продукции на онлайн-площадках (42%).

40% опрошенных заявили, что на укрепление доверия к продавцу влияет возможность выбирать товар, услуги на основании отзывов других клиентов.

Каждый третий считает важным аспектом возможность сравнивать идентичные товары по цене и основным характеристикам (30%). Столько же граждан отмечают важность предоставления гарантий безопасного хранения персональных данных (30%).

В меньшей степени влияют на формирование доверия обратная связь: возможность связаться с представителем компании, получить консультацию или направить жалобу (19%), а также внешний вид и удобство сайта/приложения (13%).

Способы повышения доверия покупателей при покупке онлайн

Боли и опасения покупателей: Способы решения, снятия опасений:
«Не понятно, подходит ли мне этот товар, будет ли он соответствовать моим требованиям» Подробные описания, фотографии, отзывы, соответствие этого контента реальным характеристикам товара
«Если товар не подойдет, окажется не того качества, то деньги пропадут» Лёгкий возврат
«Могу ли я контролировать процесс покупки» Разъяснение способов доставки: когда и как будет доставлено, как будет упаковано, позвонят или напишут. Обратная связь с покупателем на всех этапах обработки, доставки, выдачи заказа.
«Не понятно, сколько будет стоить товар вместе с доставкой. Вдруг потребуются дополнительные платежи?» Понимание финальной стоимости товара и возможность разных способов оплаты

Будущее – за теми продавцами, кто сможет освоить цифровые технологии и эффективно встроить их в свою систему продаж.

Другие статьи