Интернет-продажи продуктов питания в России
Мобильные приложения, интернет-магазины, покупки в социальных сетях стали привычными для жителей России, особенно городской её части. Значительный скачок в развитии цифровых сервисов произошел в 2020-2021 годах из-за эпидемии коронавируса, но и после окончания локдауна интерес населения к информационным технологиям не угас, подтверждая глобальный мировой тренд на цифровизацию всех сфер жизни общества.
Интернет-торговля в России растёт на 40-50% в год. Причём, продовольственная даже опережает этот рост: на 100% выросли онлайн-продажи продуктов питания в 2022 году, по данным агентства INFOline. Весь этот рост – это уход покупателей из розничной торговли в онлайн-каналы. На крупнейших маркетплейсах ЯндексМаркет и СберМегаМаркет продукты питания вошли в ТОП-3 самых популярных категорий товаров наряду с товарами для дома, электроникой и техникой, по данным Data Insight.
Факторы роста онлайн-торговли
- Ассортимент продуктов, представленный в интернете, шире. Потребители получают в онлайн-каналах возможность купить товары, недоступные в оффлайн-магазинах.
- Стоимость товаров в онлайне ниже или кажется ниже из-за возможности сравнить цены.
- Рост потребительского опыта: пользователи начинают покупать онлайн новые для себя категории товаров, осваивают новые онлайн-площадки, где не покупали ранее.
- Удобство онлайн-торговли (возможность сравнить и выбрать, возможность делать покупки в любое время, быстрая доставка, лёгкий возврат).
- Рост географии: крупнейшие интернет-магазины уже имеют больше точек выдачи товара, чем крупнейшие оффлайновые сети.
Потребители массово переносят свои покупки в онлайн: это удобно, просто и уже привычно.
Виды покупок онлайн:

Каналы онлайн-продаж:
- Интернет-магазины
- Онлайн-магазины оффлайновых сетей с резервированием в сети
- Маркетплейсы
- Доски объявлений
- Соцсети
- Мессенджеры
- Доставка из магазинов
- Доставка из-за рубежа
- Совместные покупки
В разных ситуациях потребители используют разные каналы покупок. Стратегия для выживания для бизнеса и роста в 2023 году – это диверсификация каналов и форматов продаж.
Боли и опасения покупателей при покупке онлайн:
Способы решения, снятия опасений | |
«Не понятно, подходит ли мне этот товар, будет ли он соответствовать моим требованиям» | Подробные описания, фотографии, отзывы, соответствие этого контента реальным характеристикам товара |
«Если товар не подойдет, окажется не того качества, то деньги пропадут» | Лёгкий возврат |
«Могу ли я контролировать процесс покупки» | Разъяснение способов доставки: когда и как будет доставлено, как будет упаковано, позвонят или напишут. Обратная связь с покупателем на всех этапах обработки, доставки, выдачи заказа. |
«Не понятно, сколько будет стоить товар вместе с доставкой. Вдруг потребуются дополнительные платежи?» | Понимание финальной стоимости товара и возможность разных способов оплаты |
Будущее – за теми продавцами, кто сможет освоить цифровые технологии и эффективно встроить их в свою систему продаж.