Интернет-продажи продуктов питания в России
Мобильные приложения, интернет-магазины, покупки в социальных сетях стали привычными для жителей России, особенно городской её части. Значительный скачок в развитии цифровых сервисов произошел в 2020-2021 годах из-за эпидемии коронавируса, но и после окончания локдауна интерес населения к информационным технологиям не угас, подтверждая глобальный мировой тренд на цифровизацию всех сфер жизни общества.
Интернет-торговля в России растёт на 40-50% в год. Причём, продовольственная даже опережает этот рост: на 100% выросли онлайн-продажи продуктов питания в 2022 году, по данным агентства INFOline. Весь этот рост – это уход покупателей из розничной торговли в онлайн-каналы. На крупнейших маркетплейсах ЯндексМаркет и СберМегаМаркет продукты питания вошли в ТОП-3 самых популярных категорий товаров наряду с товарами для дома, электроникой и техникой, по данным Data Insight.
Факторы роста онлайн-торговли
- Ассортимент продуктов, представленный в интернете, шире. Потребители получают в онлайн-каналах возможность купить товары, недоступные в оффлайн-магазинах.
- Стоимость товаров в онлайне ниже или кажется ниже из-за возможности сравнить цены.
- Рост потребительского опыта: пользователи начинают покупать онлайн новые для себя категории товаров, осваивают новые онлайн-площадки, где не покупали ранее.
- Удобство онлайн-торговли (возможность сравнить и выбрать, возможность делать покупки в любое время, быстрая доставка, лёгкий возврат).
- Рост географии: крупнейшие интернет-магазины уже имеют больше точек выдачи товара, чем крупнейшие оффлайновые сети.
Потребители массово переносят свои покупки в онлайн: это удобно, просто и уже привычно.
Виды покупок онлайн:
![виды покупок онлайн](https://spiro.su/wp-content/uploads/2023/04/Виды-покупок-в-интернете-1024x391.png)
Каналы онлайн-продаж:
- Интернет-магазины
- Онлайн-магазины оффлайновых сетей с резервированием в сети
- Маркетплейсы
- Доски объявлений
- Соцсети
- Мессенджеры
- Доставка из магазинов
- Доставка из-за рубежа
- Совместные покупки
В разных ситуациях потребители используют разные каналы покупок. Стратегия для выживания для бизнеса и роста – это диверсификация каналов и форматов продаж.
Факторы, формирующие доверие покупателей к продавцам в интернете
Аналитический центр НАФИ опубликовал результаты исследования, в ходе которого были выявлены факторы, которые влияют на доверие покупателей к продавцам товаров и услуг в интернет-магазинах и на маркетплейсах.
Ответы респондентов на вопрос:
«Представьте, что Вы приобретаете продукт или услугу через онлайн-платформу, например, на маркетплейсе или веб-сайте компании. Что повлияет на Ваше доверие продавцу этого товара или услуги?», в % от всех опрошенных.
Из результатов исследования видно, что возможность получить полную, развернутую информацию о товаре или услуге является для россиян ключевым фактором формирования доверия к бренду при покупке его продукции на онлайн-площадках (42%).
40% опрошенных заявили, что на укрепление доверия к продавцу влияет возможность выбирать товар, услуги на основании отзывов других клиентов.
Каждый третий считает важным аспектом возможность сравнивать идентичные товары по цене и основным характеристикам (30%). Столько же граждан отмечают важность предоставления гарантий безопасного хранения персональных данных (30%).
В меньшей степени влияют на формирование доверия обратная связь: возможность связаться с представителем компании, получить консультацию или направить жалобу (19%), а также внешний вид и удобство сайта/приложения (13%).
Способы повышения доверия покупателей при покупке онлайн
Боли и опасения покупателей: | Способы решения, снятия опасений: |
«Не понятно, подходит ли мне этот товар, будет ли он соответствовать моим требованиям» | Подробные описания, фотографии, отзывы, соответствие этого контента реальным характеристикам товара |
«Если товар не подойдет, окажется не того качества, то деньги пропадут» | Лёгкий возврат |
«Могу ли я контролировать процесс покупки» | Разъяснение способов доставки: когда и как будет доставлено, как будет упаковано, позвонят или напишут. Обратная связь с покупателем на всех этапах обработки, доставки, выдачи заказа. |
«Не понятно, сколько будет стоить товар вместе с доставкой. Вдруг потребуются дополнительные платежи?» | Понимание финальной стоимости товара и возможность разных способов оплаты |
Будущее – за теми продавцами, кто сможет освоить цифровые технологии и эффективно встроить их в свою систему продаж.