Консервированные овощи на мировом и российском рынке
Мировой рынок потребления овощных консервов
Овощи и фрукты являются важной частью рациона, несмотря на сезонность их производства и ограниченные возможности хранения. Один из драйверов растущего спроса на консервированные овощи – меняющийся образ жизни, при котором потребители стремятся меньше времени тратить на приготовление еды и приобретают готовые продукты или полуфабрикаты. Чтобы привлечь покупателя, производители постоянно расширяют ассортиментные линейки, предлагая самые разнообразные вкусы, миксы овощей и различные форматы упаковок. С развитием ресторанов и культуры питания вне дома растёт спрос на консервированные овощи и со стороны сегмента HoReCa.
Крупнейшими потребителями овощной консервации на мировом рынке являются США и страны Европейского Союза, на которые совокупно приходится более 70% продаж как в стоимостном, так и физическом выражении. Другие регионы по этому показателю значительно отстают, однако именно они демонстрируют высокие показатели прироста потребления. Самым стремительно растущим рынком среди макрорегионов является Ближний Восток и Африка с ежегодными темпами роста около 4,4% ежегодно. Доля России в этом “овощном пироге” составляет 6,9%.
Структура мирового потребления консервированных овощей по странам в натуральном выражении, 2022г, %.
Источник: Emergency Management Information System (EMIS).
- США: 38,6%
- Россия: 6,9%
- Великобритания: 6%
- Германия: 4,3%
- Италия: 4,1%
- Франция: 3,9%
- Испания: 3,5%
- Бразилия: 3,3%
- Мексика: 3,3%
- Канада: 3%
- Прочие страны: 22,9%
Российский рынок консервированных овощей
Россия также следует мировым трендам в производстве и потреблении овощных консервов. По данным Росстата, в 2022 году в стране было произведено более 13 млн. тонн овощей. На переработку уходят в первую очередь овощи открытого грунта, так как себестоимость их производства значительно ниже по сравнению с тепличной продукцией, и по оценкам экспертов, примерно половина овощей открытого грунта перерабатывается.
С 2017 по 2022 год в России наблюдалась положительная динамика производства овощных консервов. Во многом это связано с ростом потребительского спроса и возрастающим интересом инвесторов к переработке овощей – как заморозке, так и консервации.
Рекордные показатели в производстве овощной консервации были достигнуты в 2022 году – 709,2 тыс. тонн, что на 14,6% выше 2021 года. Среднегодовой темп роста производства за 2017–2022 годы составил 5,7% в год.
Производство консервированных овощей в России.
Источник: Росстат РФ.
- Тыс. тонн
Часть из этой продукции была реализована за пределами Российской Федерации. Ключевым направлением российского экспорта консервированных овощей являются страны СНГ, на которые традиционно приходится основная доля поставок данной продукции (в первую очередь, Казахстан, Беларусь, Узбекистан) и другие страны ближнего зарубежья. Но, конечно, основной объём российской продукции реализуется на внутреннем рынке.
В 2017–2022 году потребление овощных консервов в России также демонстрировало положительную динамику. В 2022 году оно выросло на 13,4% относительно 2021 года и составило 955,1 тыс. тонн, став рекордным за рассматриваемый период. Среднегодовой темп роста потребления находился на уровне 3,2%.
Потребление консервированных овощей в России.
Источник: Росстат РФ.
- Тыс. тонн
Главная тенденция, влияющая на потребление консервов в России, – растущий спрос на готовую продукцию, а также расширение её ассортимента.
Покупатели отдают предпочтение овощам и фруктам российских производителей
В Аналитическом центре НАФИ в июле 2023 года провели опрос жителей России об их предпочтениях при выборе овощей и фруктов.
Исследователи задавали россиянам вопрос: “Представьте, что Вы пришли в магазин купить овощи и фрукты. Какой выбор Вы сделаете при наличии в магазине овощей и фруктов отечественного и импортного производства?”
Количество респондентов, предпочитающих овощи и фрукты российских производителей в разных федеральных округа отличается. Больше всего отечественную продукцию предпочитают в Южном и Приволжском федеральных округах – её выбирают более 70% респондентов.
Доля покупателей, которые выбирают овощи и фрукты отечественного производства
Чем старше покупатели, тем выше вероятность, что они отдадут предпочтение овощам и фруктам, выращенным в России.
Доля покупателей, которые выбирают российские овощи и фрукты
Чем моложе покупатели, тем меньше внимания они обращают на страну производства овощной продукции.
Доля потребителей, которым не важно, в какой стране произведена продукция
О том, как часто жители России употребляют овощи, читайте в нашей статье: “Овощи и овощные консервы с рационе питания россиян“.
По мнению большинства экспертов, можно ожидать, что в ближайшие годы спрос на овощи и продукты из овощей в стране и мире будет увеличиваться. В связи с этим крайне важно предложить потребителям качественную, вкусную и разнообразную продукцию.