Объёмы продаж консервов в России: 2019-2022 год
Статистические и аналитические данные Министерства экономического развития РФ и компании BusinesStat по продажам рыбной и мясной консервации в России.
Термины и определения:
- Консервы из рыбы и морепродуктов – продукт в герметично укупоренной таре, подвергнутый стерилизации или пастеризации и пригодный для длительного хранения. В качестве сырья используются: рыба, рыбный фарш, пищевые субпродукты при разделке рыбы, морские млекопитающие, беспозвоночные, водоросли и продукты их переработки. Содержание рыбного сырья / морепродуктов – не менее 50% массы нетто.
- Пресервы из рыбы и морепродуктов – солёный продукт из рыбы / морепродуктов, содержащий рыбы не менее 65% (морепродуктов – 55%) массы нетто, с массовой долей поваренной соли не боле 8% с добавлением или без добавления пищевых добавок, гарниров, соусов в плотно укупоренной потребительской таре, подлежащий хранению при температуре не выше 0⁰С.
- Мясные консервы – консервы, изготовленные из мясных или мясных и немясных ингредиентов. Массовая доля мясных ингредиентов составляет более 60%. Продукция в герметично укупоренной потребительской таре, подвергнутая стерилизации или пастеризации, и пригодная для длительного хранения.
Объёмы продаж консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов в РФ
По данным Министерства экономического развития РФ и по оценке аналитиков, продажи рыбных консервов и пресервов в России до 2019 года стабильно росли (примерно на 6,3% в год). Этому способствовало развитие собственной производственной базы в стране, рост покупательского интереса к этим продуктам.
Пандемия коронавируса и введение антиковидных ограничений сказались на объёмах продаж рыбной консервации в 2020 году. В моменты паники у населения, вызванной ростом заболеваемости, ритейлеры отмечали многократное увеличение розничных продаж. Затем недолгий период ажиотажного спроса сменился спадом потребительской активности. Подробнее об этом мы писали в статье Сезонность розничных продаж консервов.
Особенно заметно снижение произошло в госсекторе и в организациях общественного питания: потребность в рыбных консервах упала из-за действующего карантина. В итоге продажи консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов в 2020г. в России упали по сравнению с 2019 годом на 0,9%
В 2021 году объёмы продаж выросли, но так и не смогли достигнуть уровня 2019 года.
Объём продаж, тыс. тонн |
Изменение к предыдущему периоду, % |
|
2019 г. | 335,7 | 6,3 |
2020 г. | 332,6 | -0,92 |
2021 г. | 334,8 | 0,66 |
Объёмы продаж мясных консервов в России
По оценкам аналитиков и статистическим данным Министерства экономического развития РФ, продажи мясных консервов в РФ до 2019 росли. На это повлияли: увеличение потребительского спроса из-за импорта в страну качественных продуктов и расширение ассортимента у российских производителей; увеличение объёмов государственных закупок для Росрезерва и вооруженных сил.
В 2020 году на рынке мясной консервации наблюдался рост продаж, увеличение по сравнению с 2019 годом на 9,5%. Население активно скупало продукты в преддверии введения режима самоизоляции. Во время карантина россияне вынуждены были отдыхать на дачах, на природе, консервы продолжали пользоваться спросом.
В 2021 году продажи мясной консервации практически вернулись к уровню 2019 года. Коронавирусные ограничения постепенно снимались, да и население уже к ним адаптировалось. Массовые закупки продуктов впрок со стороны розничных покупателей не делались.
Рост продаж в 2022 году был максимальным за рассматриваемый период: +24% к объёмам предыдущего года. Это было вызвано как увеличением закупок со стороны государства на нужды армии, так и ростом розничных продаж. Осенью 2022 года был отмечен резкий, хоть и кратковременный, всплеск спроса на мясные консервы после объявления частичной мобилизации. Кроме того, в 2022 году наблюдался спрос на мясные консервы со стороны волонтерских организаций, собирающих гуманитарную помощь.
По оценкам аналитиков BusinesStat, в ближайшем будущем спрос на мясные консервы со стороны государства и розничных покупателей останется высоким.
Объём продаж, тыс. тонн |
Изменение к предыдущему году, % |
|
2019 г. | 229,7 | 4,41 |
2020 г. | 251,5 | 9,5 |
2021 г. | 229,0 | -8,9 |
2022 г | 285,0 | 24 |
О том, как развивались розничные продажи консервации в 2022 году, читайте в нашей в статье Сезонность розничных продаж консервов. Влияние пандемии, мобилизации и других социальных, политических, экономических факторов на розничные продажи консервации.