Потребители рыбных консервов: сегменты, поведенческие особенности, перспективы развития

Вы здесь:

По возрастному признаку российских потребителей можно разделить на 4 основные группы, каждая из которых имеет свои пищевые предпочтения и привычки. Важно понимать, к какой группе относятся самые активные потенциальные потребители и работать на перспективу, создавая в будущем устойчивый спрос на рыбную продукцию.

Сегментация и поведенческие особенности покупателей рыбных консервов

покупатель в магазине консервов
  1. Зрелые покупатели – люди от 30 до 50 лет. Это самая платёжеспособная группа населения.
  2. Осторожные покупатели – люди старше 50 лет. Имеют сложившиеся стереотипы питания, сформированные еще в период СССР. При выборе продуктов зачастую придерживаются стратегии: при меньшей стоимости приобрести больший объём, ключевым фактором для них является цена. Представители данной группы зачастую имеют ограничения в питании из-за хронических заболеваний.
  3. Потенциальные покупатели – молодое поколение до 30 лет. Больше обращают внимание на здоровье, активно используют цифровые технологии, например, мобильные ЗОЖ-приложения. В их представлении съедобная рыба – это суши и роллы, фишбургеры в сети быстрого питания. Они с удовольствием будут есть салат с консервированной рыбой в гостях у старших родственников, но сами такие блюда не готовят.
  4. Будущие покупатели – дети и подростки, чьи пищевые предпочтения еще окончательно не сформировались, но они являются для рыбной промышленности интересной группой, т.к. будут формировать рынок в будущем.

К сожалению, дети едят блюда из рыбы менее охотно, чем аналогичные продукты из птицы.

Процент съедаемости блюд из рыбы и птицы
(сколько ребёнок съедает из выложенного на тарелке)
съедаемость блюд

Сравнение процентов съеденного не в пользу рыбных продуктов. Исследователи попробовали разобраться, с чем это связано и выработать рекомендации по повышению лояльности подрастающего поколения к рыбопродукции.

Наиболее популярные ответы школьников о продуктах из рыбы:

Какие характеристики надо изменить, чтобы блюдо из рыбы вызвало желание съесть?

  • Привлекательный цвет (не серый)
  • По внешнему виду напоминает продукцию из мяса или птицы
  • Рыбное блюдо сделано из фарша или филе (удобно есть)

Какие качества рыбных блюд являются для Вас отрицательными?

  • Наличие специфического рыбного запаха
  • Наличие косточек
  • Аллергическая реакция

Каким должно быть «идеальное» блюдо?

  • Полезный продукт (максимально сохранены природные полезные свойства рыбы)
  • Отсутствие консервантов, искусственных красителей и усилителей вкуса

Рыба – ценный биологический ресурс, обладающий целым набором веществ, полезных для здоровья человека, способных обогатить его рацион и повысить качество жизни.

сегментация покупателей консервов

Специалисты озабочены снижением в последнее время уровня потребления морепродуктов в России и рекомендуют проводить мероприятия по популяризации рыбной продукции:

  • Информационные кампании о пользе потребления морской рыбы для здоровья населения
  • Просветительские мероприятия об экологической безопасности водных биоресурсов
  • Повышение прозрачности работы рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий: отрасль должна открыто и увлекательно рассказывать о технологическом процессе, о важной роли в обеспечении населения продовольствием
  • Повышение осведомлённости населения о видах рыбы, добываемой в российской акватории, её ценности, повышение доверия населения к продукции рыболовства
  • Коммуникации, мотивирующие потребителей больше покупать и есть морепродукты (маркетинговые акции, дегустации и другие виды промо)
  • Продвижение простых и вкусных рецептов приготовления блюд из рыбы и морепродуктов, требующих минимум времени
  • Культурно-просветительские мероприятия, направленные на популяризацию рыбных продуктов: фестивали, выставки, мастер-классы, лекции, семинары, конкуры качества и т.п.

Для удовлетворения запросов молодых потребителей важно направить усилия на разработку и выведение на рынок продуктов с новыми оригинальными вкусами и добавками; в новых форматах упаковки; с эффектным внешним видом.

Обеспечение населения доступными, разнообразными и качественными морепродуктами – важнейшая задача всех участников рынка. Воспитание у молодого поколения культуры потребления рыбы и морепродуктов – залог успешности рыбной отрасли через 10, 15, 20 лет.

 

Статья подготовлена на основе исследования “Российская рыба в изобилии на столах россиян”, опубликованного “Корпорацией Развития Дальнего Востока и Арктики” и “Рыбным Союзом” в 2022 году.

 

О том, как россияне выбирают и покупают продукты питания читайте в нашем материале:

Где жители России покупают продукты питания. Сколько тратят. Как выбирают.

Больше информации о рынке консервации в рубрике: #Аналитика

Другие статьи