Сезонность розничных продаж консервов

Вы здесь:

Влияние пандемии, мобилизации и других социальных, политических, экономических факторов на розничные продажи консервации

История наблюдений за продажами с 2010 года позволяет нам выявить факторы сезонного спроса на рыбную, мясную и молочную консервацию в магазинах розничной торговли и увидеть определенную динамику.

рыбная консерва
Консервы из рыбы и морепродуктов
Сезонность розничных продаж

По рыбной консервации мы обычно наблюдаем значительный рост спроса в декабре на 50% и более, небольшой всплеск в марте – около 10% и ощутимый спад в январе – более 35% от среднегодового показателя. Такая ярко выраженная сезонность вызвана тем, что в России традиционно готовят салаты на основе рыбы, остаются очень популярны шпроты на праздничном столе. В январе спрос падает – россияне еще доедают продукты, закупленные в декабре.

сезонность розничных продаж рыбных консервов
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
64,3 103,5 110,8 96,2 96,7 97,5 99,6 101,3 101,6 104,2 100,8 150,7
мясные консервы
Консервированные продукты из мяса и мяса птицы
Влияние сезонов на розничную торговлю

У мясных консервов годовая сезонность умеренная, практически нет праздничных всплесков (исключение – паштеты на основе печени, но их доля в объёме продаж небольшая и мало влияет на категорию в целом). Значительный рост потребительского спроса на мясную консервацию, в первую очередь тушенку, мы наблюдаем весной (в мае – до 15%), когда начинается дачный сезон, россияне активно выезжают на природу, а продукты с собственных приусадебных участков еще не выросли. В январе у мясных консервов спад на 15%, причина та же: население потребляет продукты, закупленные на новогодние праздники в декабре.

сезонность розничного спроса на мясные консервы
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
84,1 100,7 108,8 106,8 114,2 101,9 105,8 97,3 95,1 96,0 93,05 100,86
молочная консерва
Молочные консервы, в том числе сухие сублимированные
Коэффициенты сезонности

В молочной консервации, основную долю в которой составляет сгущенное молоко, наиболее заметные сезонные колебания: увеличение объёмов реализации на 13% в декабре и затем снижение покупательского спроса в январе.

сезонность розничных продаж молочных консервов
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
87,2 99,4 104,9 96,5 106,3 97,0 101,8 103,6 99,2 106,8 99,1 113,85

Факторы, повлиявшие на продажи консервации в 2020 – 2022 годах

Консервы – это продукт с длительным сроком годности, не требует особых условий хранения, обладает высокой питательной ценностью. В моменты социально-экономических кризисов покупатели делают запасы из консервов наряду с гречкой, сахаром, солью. Обычно после периода ажиотажа наступает спад розничных продаж: население сделало закупки, спрос на консервы падает.

Такую картину мы наблюдали весной 2020 года, когда у потребителей была паника из-за коронавируса, в марте 2022 года – реакция покупателей на объявление СВО в конце февраля.

Разные виды консервов имеют разную динамику в периоды социальных потрясений
мясные консервы

Самый существенный рост в моменты паники – у мясных консервов: в марте 2020 года объёмы реализации выросли почти в 2 раза, в марте 2022 года – в 1,5 раза по сравнению со среднегодовыми показателями.

Объявление 21 сентября 2022 частичной мобилизации всего за 9 оставшихся дней сентября дало рост продаж по итогам месяца на 11 %. Официальные данные за октябрь еще не поступили, но аналитики фиксируют, что покупательский спрос оставался высокий.

динамика мясных консервов
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
2020 год 94,0 105,9 194,2 67,2 97,4 99,3 107,0 96,2 91,9 101,5 94,7 99,6
2022 год 85,4 110,7 149,7 69,3 99,4 99,3 105,7 98,1 111,3
рыбная консерва

Рыбная консервация демонстрировала всплеск ажиотажа чуть меньше, чем мясные консервы, но тоже достаточно существенный: 45% в начале жестких коронавирусных ограничений и более 23% после объявления СВО. 9 дней мобилизации в сентябре также отразились на итогах розничных продаж месяца.

динамика продаж по рыбной консервации
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
2020 год 59,2 109,9 145,3 76,6 87,5 94,3 98,8 97,3 103,7 105,8 102,2 153,7
2022 год 60,5 96,3 123,6 83,3 94,9 92,5 98,8 99,6 113,3
молочная консерва

Молочная консервация в периоды роста покупательского спроса в 2020 и 2022 году показывала практически одинаковые всплески и спады: 23 и 28 % соответственно.

Объявление частичной мобилизации в сентябре не повлияло на продажи молочной консервации. Объяснение тут может быть такое: мобилизованные и члены их семей практически не рассматривали молочные консервы в качестве сухого пайка.

динамика розничных продаж по молочным консервам
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
2020 год 93,6 99,4 123,0 75,6 103,5 97,0 107,0 98,0 98,1 107,8 96,0 113,7
2022 год 92,3 97,0 128,2 73,2 95,2 101 104,6 102,3 99,8

В исследовании использованы статистические данные Росстата РФ* и аналитика продаж поставщика консервов «Спиро Групп».

* Индекс физического объема розничных продаж консервной продукции – относительный показатель, характеризующий изменение объемов продаж в текущем периоде по сравнению с базисным (определяется путем сопоставления величины оборота в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах). В данные включаются только объемы продажи консервов населению. Стоимость товаров, проданных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, не учитывается. Данные приводятся по всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим продажу товаров населению, не зависимо от их основного вида деятельности.

 

Использование материалов с сайта sriro.su, включая аналитические данные, таблицы, графики, допускается только при наличии гиперссылки на страницу материала на spiro.su в первом абзаце публикуемого текста.

Другие статьи